Организация и проведение профессиональных проб в процессе предпрофильной подготовки обучающихся

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения учащийся получает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.

Профессиональные пробы проводятся с обучающимися 8-9 классов гп Федоровский на основании Договора о сотрудничестве, Положения о проведении профессиональных проб.

Так как профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников, мы ориентируемся на приобретение обучающимися практического опыта профессиональной деятельности.

В этой связи можно выделить следующие особенности проведения профессиональной пробы в нашем центре:

1. Диагностический характер пробы. В ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из ее этапов осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств и способностей. Это первый этап, проводятся деловые игры, тренинги, особенно хорошо – кейс – метод.

2. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у обучающихся целостного представления о направлении получения образования, конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей.

3. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. Развивающий характер интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

4. Результатом всей пробы является получение завершенного продукта деятельности - изделия, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

Учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по всем типовым профессий: «Человек-Природа», «Человек-Техника» «Человек-Человек», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ». В настоящее время педагогами разработаны следующие пробы:

1

Профпроба по профессии Повар-кондитер

19

Профпроба по профессии Мастер декоративно-прикладного искусства

2

Профпроба по профессии Инфографист

20

Профпроба по профессии Автослесарь

3

Профпроба по профессии Дизайнер ландшафта

21

Профпроба по профессии Офис-менеджер

4

Профпроба по профессии Психолог

22

Профпроба по профессии Системный программист

5

Профпроба по профессии Повар холодного цеха

23

Профпроба по профессии Суши-повар

6

Профпроба по профессии Кулинар

24

Профпроба по профессии Фотограф

7

Профпроба по профессии Менеджер по туризму

25

Профпроба по профессии Художник - оформитель

8

Профпроба Маникюр и дизайн ногтей

26

Профпроба по профессии Фармацевт

9

Профпроба по профессии Парикмахер

27

Профпроба по профессии Лаборант (медицина)

10

Профпроба по профессии Фельдшер

28

Профпроба по профессии Электромонтер

11

Профпроба по профессии Эколог

29

Профпроба по профессии Аниматор

12

Профпроба по профессии Актер театра

30

Профпроба по профессии Оператор медиафильма

13

Профпроба по профессии Визажист

31

Профпроба по профессии Пиццайоло

14

Профпроба по профессии Бармен

32

Профпроба по профессии Воспитатель

15

  • Профпроба по профессии Организатор и постановщик культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений

33

Профпроба по профессии Радиомеханик

16

Профпроба по профессии Массажист

34

Профпроба по профессии Менеджер по персоналу

17

Профпроба по профессии Филолог

35

Профпроба по профессии Электрик


Пробы не повторяются: если обучающиеся познакомились с профессией в 8 классе, то в 9 классе они ее уже проходить не будут.

Поскольку успешность проведения пробы зависит от того, насколько продуманы действия педагога, алгоритм осуществления методической работы в помощь педагогу таков:

  1. Осмыслить цели и задачи профессиональной пробы как таковой, сформулировать задачи конкретной пробы, определить задачи каждого этапа реализации профиспытания;
  2. Определить ожидаемые результаты работы с учениками и формы контроля уровня их достижения;
  3. Спланировать этапы работы и способы взаимодействия с участниками профпроб.

Выполнение цепочки указанных действий, нам кажется, приведёт к пониманию к общей цели проведения профпроб.

Форма проведения профессиональной пробы осуществляется в групповой деятельности и приближена к реальной профессиональной деятельности, возможности нашего центра это позволяют.

На каждого обучающегося заводится Дневник, где фиксируются количество часов и название пробы.

Профессиональная проба проводится в три этапа: подготовительный, практико-ориентированный и итоговый этапы её реализации.

Подготовительный этап для обучающихся заключается в презентации соответствующей профессией; показ видеороликов о профессии; инструктаж подростков о том, как следует организовать своё рабочее место.

Практико-ориентированный этап – предлагается комплекс практических заданий.

Итоговый этап – конечный продукт. Рефлексия.

Параллельно с посещением проб, подростки получают консультационное и диагностическое сопровождение выбора профиля обучения в 10-11 классах.

По итогам психологической диагностики на каждого учащегося составляется психолого – профориентационная карта, в которой отмечаются профнамерения учащегося, когнитивная сфера, характерологические особенности, тип профессии, профессиональный тип личности, интересы, склонности, мотивация и составлена матрица выбора профессии.

Данная карта позволяет учащимся соотнести свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями, предъявляемые к пройденным профессиональным пробам.

Итоговый этап осуществления профессиональной пробы – аналитический, консультационный: обсуждение результатов диагностических материалов, рекомендаций, сопоставление с проектом проф.плана.

Подводя итоги прохождения профессиональных проб, педагогом - психологом проводится анкетирование, в ходе которого выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении профпроб, какие профпробы наиболее запомнились.

Вот некоторые мнения учащихся:
• всё понравилось;
• для меня профессиональная проба стала неожиданно интересно (отмечены профпробы Пиццмейкер, Медицинский работник, Бармен;
• доброжелательное отношение к нам, учащимся;
• лучше стали понимать представленную профессию;
• помогло в проектировании профплана.

Загрузить документ:
05.12.2016 19:01