Кем быть выбираем профессию

Кем быть: выбираем профессию

Кем быть: выбираем профессию

О выборе будущей профессии своих детей родители начинают задумываться буквально с первых месяцев жизни малыша. Ведь им, несомненно, хочется, чтобы любимое чадо в будущем имело хорошую высокооплачиваемую работу, реализовало свои профессиональные и личностные качества.

Одни родители склонны сами все решать за своего ребенка, считая, что они все знают лучше. Часто в таких случаях выбор падает либо на профессию, которая является высокооплачиваемой и престижной (например, юрист или экономист), либо на профессию, которая будет продолжать «семейное дело» («потомственные» врачи, актеры, военные). При этом родители мало учитывают склонности самого ребенка к выбранной ими профессии, наличие определенных способностей.

С психологической точки зрения намного лучше, если выбирать будущую профессию для ребенка обязательно с учетом его наклонностей, талантов, способностей, потенциала.

Когда можно выявить в ребенке зачатки будущих профессиональных интересов? Различные кружки и секции, в которые ребенка отдают еще в дошкольном возрасте – это уже первая ступень на пути определения будущей профессии. Родители могут пойти двумя путями: либо развить в ребенке те качества, которых ему не хватает, либо же сделать упор на самых ярких качествах.

Психологи часто рекомендуют выбирать первый путь, ведь тогда личность ребенка формируется более гармонично. Однако, если для ребенка это сопряжено с насилием над собой и своей «природой», то ни в коем случае нельзя заставлять его заниматься в неинтересном для него кружке или секции. Если «для гармонии» ребенка водят и в музыкальную школу, и в изостудию, и к репетитору английского, а он явно против, то стоит переключиться на более интересные для ребенка занятия. К тому же, разнообразие современных кружков и секций позволяет практически каждому малышу выбрать дело по душе.

Когда ребенок идет в школу, то в сферу его интересов попадают школьные предметы. Физика или химия, математика или иностранный язык, литература или история – любой из этих предметов может стать для школьника «любимым». Но часто «любовь» к школьному предмету – это больше любовь к преподавателю этого предмета. Нравится учитель – предмет любимый, а не нравится – то и предмет «в черном списке» интересов ребенка.

Поэтому для родителей так важно внимательно следить не только за отметками по школьным дисциплинам, но и за общими увлечениями своего ребенка. Например, если ребенок действительно любит математику, то, наверняка, он любит решать и другие задачки «на логику»: головоломки, пазлы и т.д. А ребенок, который хорошо успевает в литературе, скорей всего, любит читать, пишет стихи или сочиняет рассказы.

Кроме того, сейчас очень популярно разделение школьных классов по профильному признаку: физико-математический, лингвистический, гуманитарный, юридический и т.д. Поэтому очень важно представлять, какая именно профессия стоит за тем или иным школьным предметом. Здесь очень важную роль играет осведомленность об особенностях различных профессий. Если родителей и ребенка заинтересовала, например, профессия переводчика, то неплохо бы получить как можно больше сведений о том, где и как работают переводчики, какие обязанности выполняют.

Родители подростка 12-13 лет уже «вплотную» подходят к проблеме выбора профессии. Если раньше можно было только присматриваться, пробовать, изучать, то с этого возраста, когда школьники обычно поступают в профильные классы, начинается более серьезное изучение профильных предметов. Больше времени уделяется предметам, необходимым для поступления в ВУЗ, лекции школьникам читают вузовские преподаватели, ВУЗы проводят «дни открытых дверей».

Помочь подростку определиться с выбором будущей профессии и начать активную «работу над собой» можно по-разному. Внимательные родители сами «в курсе», насколько их ребенок склонен к тому или иному виду деятельности. Однако существует еще целый ряд методик профориентации для подростков, которые основаны на анализе личностных качеств и предпочтений ребенка. Есть ли у него лидерские способности? Готов ли он работать в команде? Нравится ли ему общение? Ответы на эти вопросы в определенной степени характеризируют различные профессии и позволяют предложить подростку ряд подходящих ему профессий.

Тестирование на профориентацию обычно проводят психологи, специалисты кадровых агентств или службы занятости. Но есть и специальные сборники тестов и онлайн-тесты для тех, кто хочет самостоятельно определиться с выбором будущей профессии. Следует понимать, что подобные тесты дают лишь рекомендации, но ни к чему не обязывают.

Чтобы не ошибиться с выбором профессии для ребенка, важно обратить внимание на следующие моменты:

  • не стоит отождествлять школьный учебный предмет и профессию;
  • не стоит переносить свое отношение к определенному представителю профессии на саму профессию;
  • не стоит руководствоваться лишь «внешней» стороной профессии;
  • стоит адекватно оценивать свой профессиональный и личностный потенциал.

Важно помнить, что со временем вкусы и жизненные приоритеты имеют свойство меняться, да и выбранная однажды профессия тоже может поменяться или вовсе исчезнуть. Но каким бы делом не хотел заниматься в будущем ребенок, всегда найдется место для саморазвития, получения новых знаний, повышения квалификации.

Профессия учитель

История профессии учитель.

Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает "детовождение", то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения. Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры.

Профессиограмма учитель

Наименование профессии

учитель

Доминирующий способ мышления

адаптация - формализация

Область базовых знаний №1 и их уровень

гуманитарные, естественные науки или математика и статистика (зависит от специальности), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область

педагогика

Межличностное взаимодействие

частое по типу "вместе"

Доминирующий интерес

социальный

Дополнительный интерес

артистический

Условия работы

в помещении, мобильный

Доминирующие виды деятельности профессии учитель:

  • обучение различным наукам;
  • объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;
  • контроль за усвоением материала;
  • проведение воспитательной работы с детьми;
  • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
  • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
  • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
  • построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;
  • оказание помощи в формировании личности ученика;
  • содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;
  • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
  • объяснение текущих социальных событий и явлений;
  • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
  • составление тематических и урочных планов;
  • оформление документации (журналов, отчетов).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности учителя:

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

  • преподавательские способности;
  • ораторские способности;
  • организаторские способности;
  • вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);
  • коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);
  • хорошее развитие памяти;
  • высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • способность к сопереживанию.
  • склонность к работе с детьми;
  • умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • самоконтроль и уравновешенность;
  • терпимость, безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • артистизм;
  • требовательность к себе и другим;
  • наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неорганизованность;
  • психическая и эмоциональная неуравновешенность;
  • агрессивность;
  • ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
  • эгоистичность;
  • отсутствие организаторских способностей.



Области применения профессиональных знаний:

  • образовательные учреждения (школы, детские сады, ВУЗы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центра творчества и досуга);
  • работа в правоохранительных органах (детские приёмники – распределители, колонии);
  • Российская академия образования;
  • городские и муниципальные учебно – методические центры.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и артистический):

воспитатель детского сада;

прокурор;

адвокат;

косметолог;

арбитр (судья);

детская медсестра.

18.01.2015 12:33