Анализ работы центра профвыбора 2012-2013 уч.год

АНАЗИЗ РАБОТЫ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

за 2012-2013 учебный год

Центр профессионального выбора при МАОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования» функционирует с октября 2012 года как центр профессиональной ориентации и социально – трудовой адаптации школьников городского поселения Федоровский, созданный на основании приказа департамента образования администрации Сургутского района от 16.10.2012 года № 675.

Деятельность Центра подчинена целям государственной политики в области профориентации молодежи, учащихся общеобразовательных учреждений городского поселения Федоровский на организацию профориентационного обслуживания с учетом их профессиональных интересов, склонностей, потребностей, возможностей и состояния здоровья, исходя из требований рынка труда, социально- экономических условий муниципалитета.

СТРУКТУРА ЦЕНТРА

В состав Центра входят:









ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРА

Цель деятельности Центра – формирование у школьников и молодежи от 10 до 18 лет (в том числе со специальными потребностями) обоснованных профессиональных планов и траекторий дальнейшего профессионального обучения.

Задачи Центра:

– разработка и внедрение программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

– организация профессиональной ориентации учащихся ОУ, воспитанников ДОУ;

– оказание методической помощи педагогам по проблемам психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, профильного обучения, профориентации;

– разработка и внедрение элективных курсов на базе Центра;

– повышение уровня готовности старшеклассников к выбору индивидуальной профильной траектории.

Для реализации цели и поставленных задач составлен план работы,

разработаны договора о взаимодействии общеобразовательных учреждений и ДОУ Центра в рамках профориентации, положения об олимпиадах по профессиональной подготовке на уровне муниципального образования







ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аналитическое направление включает анализ психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения:

  1. проведен статистический анализ особенностей и динамики познавательных интересов, профессиональных склонностей учащихся МБОУ «Федоровская СОШ №1», МБОУ «Федоровская СОШ №3» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
  2. создана реклама образовательных ипрофориентационных услуг Центра на сайте fcdo.ru, раздел «Профориентационная работа».

Диагностическое направление:

  1. проведены диагностики: тест «Определение типа будущей профессии», тест «Профиль», тест «Определение профессионального типа личности», тест «Профессия и здоровье», «Опросник профессиональных склонностей», тест «Мотивы профессиональной деятельности», «Матрица профессионального выбора», количество оптантов - 400

2. созданы:

- банки профоирентационных диагностик;

- база данных по результатам диагностик;

3. продолжается внедрение программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ поселка Федоровский;



Методическое направление:

1. положено начало созданию картотеки методических материалов по основным темам профориентации на сайте fcdo.ru, раздел «Профориентационная работа»; (работа продолжается).

2. Оказывается психологическая, методическая помощь педагогам-психологам, классным руководителям, педагогам по проблеме профориентационной работы (по запросу).

В помощь профориентаторам всех ОУ района разосланы методические рекомендации по организации профориентационной работы, созданию профориентационных уголков и кабинетов.

3. Сформированы и систематизированы:

  • банк стандартизированных методик (ПРИЛОЖЕНИЕ 2),профессиограмм, медицинских показаний и противопоказаний в профессиональной деятельности, пакетов;
  • информационные программы: Резапкина Г., электронное учебно-методическое пособие для учащихся 8-9 классов «Профессия и карьера».
  1. Участие в региональном конкурсе программ сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

Просветительское направление

  1. Организация работы по профессиональной ориентации школьников школ городского поселения в форме месячников по профориентации (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Из предложенного спектра мероприятий, разработанных педагогами центра, школами были выбраны практически все.

  1. Сбор, обобщение, подготовка и распространение информационно - справочных и профессиографических материалов о массовых профессиях, учреждениях профессионального образования, потребностях предприятий в квалифицированных кадрах с учетом особенностей муниципалитета;
  2. Разработаны педагогами - психологами Центра профессионального выбора специальные профориентационные курсы для учащихся «Мое профессиональное самоопределение», профессиональные пробы «Дизайнер ландшафта», «Электромонтер», «Коралловый риф», «Парикмахер-визажист», «Пиццмейкер», «Фотограф», «Юный медик», «Бармен», «Автослесарь», «Резной шкафчик», «Модельер».
  3. Проведение в течение апреля - мая месяцев Дней открытых дверей для общеобразовательных школ №№ 1,2, 4, 5.
  4. Создание муниципальной базы данных, затрагивающих различные аспекты вопросов продолжения образования, трудоустройства: заключены соглашения с Сургутским педагогическим Университетом, АОУСПО ХМАО – Югры «Сургутский профессиональный колледж», БУ «Сургутский медицинский колледж» о проведении совместной профориентации.
  5. Информирование через средства массовой информации с содержанием и перспективами развития профессий, их требованиями, предъявляемыми к человеку, формами и условиями профессиональной подготовки и переподготовки (на сайте fcdo.ru).
  6. В плане организации и проведения районных конкурсов:
  • Районный конкурс рисунков и работ декоративно-прикладного искусства «Профессия моих родителей».

Для участия в конкурсе было подано 201 рисунок и 11 работ по декоративно-прикладному искусству. Из числа участников были определены победители по 15 номинациям. В конкурсе приняли участие все образовательные учреждения Сургутского района (наибольшее количество участников - учащиеся МБОУ «Нижнесортымская СОШ»).

  • Районный конкурс исследовательских проектов «Профессиональное семейное древо жителей Сургутского района».

В конкурсе приняли участие 21 школьника в возрасте от 10-15 лет, основной состав представлен учащимися г.п. Федоровский. По окончанию конкурса жюри были подведены итоги и определены 15 победителей.

По результатам проведения конкурсов была открыта выставка работ и изделий учащихся. Двери выставки были открыты для всех образовательных учреждений. Но по причине территориальной разбросанности ознакомиться и восхититься работами смогли только воспитанники и учащиеся ОУ поселка Фёдоровский.

Результаты этих двух конкурсов помещены на сайте fcdo.ru, раздел «Профориентационная работа».

  1. Участие в окружной выставке - форум «Профессиональная ориентация в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре: цели, содержание, технологии».

На выставке Центр представил презентации опыта работы в области профориентации, методический материал «Профессиональное самоопределение», «Профессиональные пробы», «Введение в профессию». Работа оценена дипломом 2 степени.

Коррекционно-развивающее

Проведение профессиональных тренингов («Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения», Эмоциональное отношение к выбору профессии», «Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии», «Планирование профессионального пути») и профориентационных игр («Я поступаю учиться в …», «Город», «Я устраиваюсь на работу», "Как стать успешным?!"), позволяющие актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся и сформировать готовность сделать осознанный выбор путем включение полученных знаний о себе и мире профессионального труда.

Консультационное направление

  1. Проведение единичных индивидуальных профессиональных консультаций по вопросам выбора профессии, профессионального самоопределения.

Индивидуальные консультации (общее количество в течение года)

№ п/п

Контингент

Количество

Учащиеся

40

Родители

2

Педагоги

15

  1. Проведение групповых консультаций по вопросам построения профессиональных проектов, и карьерного старта.

Групповые консультации (общее количество в течение года)

№ п/п

Контингент

Количество

Учащиеся

60

Педагоги

3

Основные запросы от участников образовательного процесса к педагогу – психологу

Запросы

Кол-во обращений

1. Учащиеся

Ошибки выбора профессии

5

Адаптация к новым условиям обучения

8

Проектирование профессионального пути

7

Новые и востребованные профессии.

7

Учет склонностей, интересов, индивидуальных характеристик при выборе профессии.

19

2. Родители

Выбор учебного заведения

1

Выбор профессии с учетом особенностей ребенка

1

3. Педагоги

Методы профориентационной работы

15

Основные игровые технологии профориентации

3




Профессиональная адаптация

  1. Работа по изучению индивидуально-психологических качеств личности школьников в рамках профориентации.
  2. Организация личной траектории профессионального пути учащихся через систему профессиональной проб.

Проведение педагогами - психологами Центра профессионального выбора специальных профориентационных курсов для учащихся «Мое профессиональное самоопределение», педагогами центра - профессиональные пробы «Дизайнер ландшафта», «Электромонтер», «Коралловый риф», «Парикмахер-визажист», «Пиццмейкер», «Фотограф», «Юный медик», «Бармен», «Автослесарь», «Резной шкафчик», «Модельер».



РЕЗЮМЕ:

Профориентационная работа в Фёдоровском центре дополнительного образования ведётся более 10 лет. Создание Центра профессионального выбора на базе ФЦДО позволит скоординировать работу ОУ городского поселения Фёдоровский в плане профориентационной работы, поможет наиболее точно определить большей части старшеклассников дальнейшее профессиональное обучение, получить представление о получении среднего и высшего профессионального образования в ходе выполнения соглашений с Сургутским профессиональным колледжем, Сургутским медицинским колледжем и Сургутским педагогическим университетом.

ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД:

В области информатизации профориентационной работы – создание единого информационного пространства для ОУ, организаций и учреждений Сургутского района, занимающихся вопросами профориентации, путем использования средств телекоммуникаций, для чего нужен районный профориентационный сайт.

В плане просветительской работы:

В рамках Соглашений с общеобразовательными учреждениями городского поселения Фёдоровский проведение профориентационных курсов «Азбука профориентациии» для учащихся 9-х классов – 34 часа (рекомендация окружного института развития образования), «Азбука бизнеса» для учащихся 10-11 классов (проводят специалисты окружного бизнес - инкубатора фонда предпринимательства). Планируется обучение педагогов центра, имеющих экономическое образование или образование «Менеджер организации», «Менеджер», «Менеджер в образовании» проведению данных курсов на базе Бизнес-инкубатора.

В плане методической работы:

- создание методического районного методического объединения профориентаторов (педагогов, отвечающих за профориентационную работу);

- проведение установочного семинара для руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе по организации профориентационной работы (во многих ОУ проведение профориентационной работы возлагается на психологов, что затрудняет работу данных в плане профдиагностики, или вся работа в данном случае сводится именно только к профдиагностике, оставляя остальные направления профориентации невыполненнными). В методических рекомендациях окружного института развития образования четко определяются функции работников ОУ, отвечающих и проводящих профориентационную работу.

В плане аналитической работы:

Проведение анализа результативности психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора и предпрофильной подготовки в соответствии с программой «Мое профессиональное самоопределение».

Подведение итогов работы по профориентации в общеобразовательных учреждениях городского поселения Федоровский.

Составлен проект плана работы Центра профессионального выбора на 2013-1014 годы.
































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Склонности учащихся к различным типам профессии

(средний показатель)

Профессиональный тип личности

(средний показатель)

Интересы и склонности учащихся 8 класса

(средний показатель)












ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. «Тест эмоций Басса-Дарки»,
  2. «Тест определения типа мышления»,
  3. Тест «Темперамент и профессия»,
  4. Тест «Определение уровня тревожности»,
  5. Тест «Определение типа будущей профессии»,
  6. Тест «Профиль»,
  7. Тест «Определение профессионального типа личности»,
  8. Тест «Профессия и здоровье»,
  9. «Опросник профессиональных склонностей»,
  10. Определение технических способностей,
  11. Методика «Эрудит»,
  12. Определение способностей к профессиям социального типа,
  13. Определение эстетических способностей,
  14. Тест «Мотивы профессиональной деятельности»,
  15. «Матрица профессионального выбора»,
  16. «Ориентир» - автоматизированная экспресс-профориентация (9-11 класс),
  17. «Тест Гилфорда» - диагностика социального интеллекта (с 9 лет),
  18. «Тест Торренса» - диагностика креативности,
  19. «Интеллектуальный тест Кеттелла» - диагностика культурно-независимого интеллекта (с 17 лет),
  20. «Факторный личностный опросник Кеттелла» - диагностика личностных черт (с 6-17лет),
  21. «Рисуночный тест Силвер» - диагностика когнитивной и эмоциональной сфер личности (с 5 лет),
  22. «Тест акцентуаций свойств темперамента» - диагностика свойств и типов темперамента (старше 17 лет),
  23. «Тест Сонди» - диагностика особенностей личности: эмоционального состояния, влечений и потребностей»,
  24. «Личностный опросник MMPI» - диагностика структуры личности (старше 16 лет),
  25. Методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников» (в 7-11 кассах): «Структура трудовых и жизненных ценностей», «Тест социальной перцепции Фидлера», «Мотивация профессионального выбора», «Личностный опросник Кеттелла».



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Банк профориентационных мероприятий, разработанных педагогами, педагогами-психологами ФЦДО

№ п/п

Название мероприятия

Краткая аннотация

Мероприятия для учащихся младшего школьного возраста

1

«День красоты»

Популяризация профессий парикмахер, актер.

2

Кукольный театр «Мы в профессии играем»

Расширить знания о профессиональном мире.

3

«Поезд здоровья»

Пропаганда здорового образа жизни, привитие интереса к медицинским профессиям.

4

«Брейн – ринг «Угадай профессию»

Расширить знания о профессиональном мире.

Мероприятия для учащихся среднего звена

5

Ландшафтный дизайнер: «Цвети всегда, моя Земля!»

Знакомство с профессией «Ландшафтный дизайнер», углубление представления о работе озеленителей, цветоводов.

6

«Звезды Куаффюр».

Создание индивидуального образа человека (сочетание парикмахерского и художественного искусств).

7

«Папе, маме помогу – быть электриком хочу».

Вызвать первоначальный интерес к профессиям, связанных с энергетикой.

8

«Что? Где? Когда?»

Ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме; создать ;информационное пространство о профессиях общественного питания, вызвать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

9

«Умелые руки не знают скуки»

Активизация творческих способностей учащихся, поддержание интереса к швейному делу; совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе.

10

«Компьютер – моя будущая профессия»

Использование компьютера в различных областях профессиональной деятельности.

11

«В каждом рисунке – Солнце»

Актуализация процесса профессионального самоопределения, выявление индивидуальных возможностей и способностей школьников к работе с детьми.

12

Анкетирование учащихся 9 классов.

Анкетирование с целью выявления жизненного и профессионального самоопределению учащихся 9 -х классов

13

Анкетирование родителей учащихся 9-х классов

Анкетирование с целью выявления удовлетворенности проведения предпрофильной подготовки; выбора профиля обучения в старших классах.

14

Диагностика способностей

15

Тренинг «Я в мире профессии»

Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Мероприятия для учащихся старшего звена

16

Профориентационная игра «Я устраиваюсь на работу»

Моделирование ситуации устройства на работу.

17

Профконсультации с целью оказания в помощи в составлении индивидуального профессионального маршрута.



18.01.2015 11:00